24 декабря 2015

Одна фраза, которая помогла пережить потерю

К психологу привели маленькую девочку, у которой умерла мама. Автомобильная авария унесла ее жизнь мгновенно. Родственники были в шоке. Они не знали, как сказать девочке, что мамы больше нет. Однако, психолог сделала кое-что неожиданное, что помогло пережить ребенку страшную правду.
Она просто взяла несколько игрушек и положила их на стол.
- Давай играть?!

- Давай! - сказала девочка.
-  Ты будешь вот этим котенком, - сказала психолог, показывая на одну из игрушек. – Вот этот зайка – твоя мама, мишка – твой папа, а лисичка – бабушка.
Девочка кивнула в знак согласия.
Тут психолог резко убрала зайку.

- А где мама? – спросила девочка, которая уже начала понимать, что что-то не так.
Психолог ответила просто: - Мамы больше нет.
Это все, что должен был знать маленький ребенок на этом этапе.
Возможно, потом она будет готова к большему. А сейчас так.
Девочка обеспокоенно посмотрела на игрушки.
- А кто будет теперь водить котенка в садик?
- Это будет делать Мишка - папа…
- А кто будет готовить эму обед?
- Это будет делать лисичка - бабушка…
Таким образом, те заботы, которые раньше лежали на маме девочки, оказались распределены между родственниками. И будущее уже не казалось ребенку страшным.
Эта небольшая сценка помогла малышу пережить одну из самых страшных трагедий в жизни - потерю близкого человека.

Принципы, которые применил психолог, годятся не только для таких серьезных, но и для менее драматичных жизненных потерь, которые, тем не менее, отравляют нашу жизнь.

Многие женщины, например, очень болезненно воспринимают развод. Некоторые годами терпят агрессивных тиранов или никчемных алкоголиков, мужей, которые их не любят, не уважают и не ценят, - только потому, что уверены – больше некому о них позаботиться. Больше всего на свете эти женщины боятся пустоты, которая придет за словами «Ты теперь без мужа».

Я знала женщину, которая до самой его смерти терпела мужа-садиста.
Он не просто бил ее. Он в самом прямом смысле измывался над ней. Он издевался над ней при детях, душил, угрожал убить. Так было почти всегда, когда он напивался. И она часто брала в охапку детей и убегала из дома. Часто пряталась у нас, а моя мама ей помогала пережить эти страхи. И говорила: да уйди ты от него! Но эта женщина была уверена – уйди она от мужа, в ее жизни образуется пустота. Такая, как после потери. Жить станет не на что и не с кем.

Однако надо понимать: человек никогда не остается в звенящей пустоте. Пройдет несколько дней, недель или месяцев, и те проблемы, которые раньше решал муж, получится решить другим путем. Всегда есть множество выходов из одной и той же ситуации, но чтобы они появились, нужно перестать панически бояться потери.

Женщина, о которой я говорила, очень печально закончила свою жизнь. Муж умер. Один из сыновей почти всю жизнь провел в тюрьме. Она сама умерла гораздо раньше моей мамочки, хотя была и младше нее. А ведь все могло сложиться совсем иначе... если бы она решилась уйти. У нее была хорошая работа. У нее было бы время даже на развлечения и личную жизнь. Непонятно, что помешало ей сделать это...

Все, на что ей надо было решиться – просто уйти. Не бояться потери.

Не так давно я пережила очень неприятную штуку. Человек, которому я очень сильно доверяла, поступил со мной некрасиво... мягко говоря... И я воспринимала это как потерю и повод переживать. Я считала, что осталась одна-одинешенька и, как говорится, чуть не поставила на себе крест. Но я и представить себе не могла, что я обнаружу после этого множество людей, которые хотели бы общаться со мной. Моя жизнь изменилась..... в лучшую сторону!!!!!!!!! Многократно лучшую!!!!

Потери вообще бояться глупо – ПОМНИТЕ – ведь человек никогда не остается в звенящей пустоте. Разве что на необитаемом острове. Но даже там ... живет... Пятница ! ;)